MENU
Главная » Статьи » Мои статьи

"ЗЕЛЁНЫЙ ТАРИФ" 20.11.2012 00:00

ЗАКОН УКРАИНЫ

О внесении изменений в Закон Украины "Об электроэнергетике" относительно стимулирования производства электроэнергии из альтернативных источников энергии.

Верховная Рада Украины постановляет:

Верховная Рада приняла закон об изменении "правил игры" на рынке возобновляемой энергетики
Парламент принял законопроект №10183, которым существенно меняются условия работы на рынке возобновляемой энергетики. За соответствующее решение проголосовало 280 народных депутатов, документ принят в редакции, предложенной профильным комитетом Верховной Рады.

Законом вводится "зеленый тариф" на электроэнергию, производимую из биогаза и составляющих твердых бытовых отходов, подлежащих биологическому разложению. При этом коэффициент для биогаза будет таким же, как и у биомассы – 2,3. Право на "зеленый тариф" получат лишь компании, запускающие биогазовые электростанции с апреля 2013 года.


Документом дифференцируется "зеленый тариф" для ГЭС, в зависимости от их мощности. Так, станции мощностью до 200 кВт получат наименование "микро" и коэффициент "зеленого тарифа" для них составит 2, мощностью от 200 кВт – до 1 МВт получают наименование "мини" и коэффициент 1,6, мощностью от 1 до 10 МВт – "малая" и коэффициент 1,2 (все – при вводе в эксплуатацию с апреля 2013 года). При запуске всех перечисленных видов ГЭС до апреля 2013 г. коэффициент "зеленого тарифа" для них, как и ранее, будет составлять 1,2.

Законом также предусматривается существенное снижение "зеленого тарифа" для солнечных электростанций, вводимых в эксплуатацию с апреля 2013 года. Так, для наземных станций коэффициент уменьшится с 4,8 до 3,5, крышных (настенных) мощностью более 100 кВт – с 4,6 до 3,6, крышных (настенных) мощностью менее 100 кВт – с 4,4 до 3,7. С 2014 года вводится коэффициент "зеленого тарифа" для домохозяйств, эксплуатирующих солнечные установки мощностью до 10 кВт, на уровне 3,7.

В дальнейшем коэффициенты "зеленого тарифа" для всех типов электростанций на возобновляемых источниках будут уменьшаться относительно уровня 2013 года на 10%, 20% и 30% при вводе в эксплуатацию с 2015, 2020 и 2050 гг. соответственно.


Закон обязывает энергоснабжающие компании с 1-го января 2014 года выкупать у домохозяйств по "зеленому тарифу" избыточную электроэнергию, производимую солнечными электростанциями мощностью до 10 кВт, смонтированными и ввёденными в эксплуатацию с апреля 2013 года.

При этом домохозяйствам не придется получать лицензию на производство электроэнергии. Вместе с тем, порядок продажи и учета такой электроэнергии, расчетов за нее, должна утвердить Национальная комиссия, осуществляющей регулирование в сфере энергетики.


Компании-производители электроэнергии из возобновляемых источников смогут продавать свою электроэнергию на оптовом рынке по договорам с потребителями и энергоснабжающими компаниями. Вместе с тем, оптовый рынок обязан выкупать всю "зеленую" электроэнергию (не проданную по прямым контрактам) и рассчитываться за нее в полном объеме.

Документ разрешает теплоэнергоцентралям, входящим в состав энергоснабжающих компаний, самостоятельную реализацию произведенной электроэнергии на территории лицензионной деятельности.

Кроме того, существенные изменения с июля 2013 года претерпит правило "местной составляющей".

Законом устанавливается размер "местной составляющей" для солнечных, ветровых электростанций и установок на биомассе, строительство которых стартовало после 2011 года и завершится: с июля 2013 года - на уровне 30%, с июля 2014 года - 50%.

Для биогазовых станций правило "местной составляющей" начнет действовать при вводе в эксплуатацию с 2014 года - 30%, при запуске с 2015 года - 50%.

В документе отсутствует дополнительное требование об обеспечении 30% (с 2013 года) и 50% (с 2014 года) украинского сырья, работ и услуг в стоимости модулей для солнечных электростанций, существовавшее ранее.

Требование "местной составляющей" не распространяется на гидроэлектростанции и на домохозяйства, эксплуатирующие солнечные установки.

Электростанции, не выполнившие требование "местной составляющей", получают тариф на уровне оптовой рыночной цены за предыдущий расчетный период без учета дотационных сертификатов.

Кроме того, законом вводятся новые принципы расчета "местной составляющей" с июля 2013 г.: документ присваивает каждой из частей станций на возобновляемых источниках свой "удельный вес". К примеру, для ветряных электростанций "удельный вес" сборки гондол составляет 30%, производства лопастей и башен – по15%, производства главной рамы, вала и ротора – по 5%, работ по строительству – 20%.

Для солнечных электростанций удельный вес производства поликристаллического кремния – 32%, производства слитков – 13%, производства пластин – 7%, производства фотоэлектрических элементов – 20%, сборки фотоэлектрических модулей – 23%, работ по строительству – 5%.

Закон разрешает устанавливать "зеленый тариф" для отдельных пусковых комплексов и очередей электростанций на возобновляемых источниках.

Согласно принятому документу, государство гарантирует инвестору неизменность стимулирующих мер, по сравнению с действующими, на момент ввода в эксплуатацию объекта возобновляемой энергетики.
Согласно закону, тарифы на электроэнергию для предприятий, производящих сырье, материалы и комплектующие для возобновляемой энергетики (зарегистрированных в качестве инновационный производств) будут "заморожены" на уровне их регистрации правительством.

«Зелёный тариф» заработал в Украине в августе 2009 года. На сегодняшний день по нему успешно работают компании в сфере ветроэнергетики, малой гидроэнергетики, твердого биотоплива и биогаза.

Солнечная радиация

В Украине большой потенциал рынка солнечной энергетики. Величина солнечной радиации достигает от 950 до 1250 Вт/м² в год. Особенно благоприятны для развития рынка солнечной энергетики южные регионы Украины: Крым, Николаевская, Херсонская, Одесская области.


Инвестиции и финансирование

Важным вопросом для развития рынка солнечной энергетики в Украине является банковское кредитование данной сферы. Вместе с тем, подобная практика кредитования на сегодняшний день отсутствует.

Инвестиции в создание производства солнечных панелей в Украине на данный момент рассматривают ряд компаний, среди которых и иностранные инвесторы, и резиденты Украины. Причина - в географическом расположении государства. Из Украины дешевле транспортировать продукцию в ЕС и на Ближный Восток, где солнечные панели сейчас пользуются высоким спросом. Кроме того, внутренний рынок Украины тоже является пока что пустым (солнечные панели выпускает лишь один отечественный производитель, при этом, как говорят специалисты, при данном уровне у новичков есть возможность «перебить ценой», предлагая такой же уровень качества).

 


Украина на сегодня имеет максимальный финансовый риск, который определен совокупностью факторов, таких как политическая нестабильность, дефицитность госбюджета и т.д. и т.п. Вместе с тем, можно утверждать, что существующий в Украине уровень «зелёного тарифа»является достаточно привлекательным для того, чтобы реализовывать проекты в сфере возобновляемой энергетики Украины и, в честности, в сфере солнечной энергетики. По предварительным оценкам специалистов, срок окупаемости солнечной электростанции мощностью от 100 кВт в Украине составит около 5 лет.

Рынок

Рынок Украины можно охарактеризовать как пустой, потенциально большой (площадь государства – 603,7 тыс. кв. км, население – 46 млн человек) и находящийся на начальном этапе становления.


Солнечная энергетика развивается во всем мире, этот процесс является необратимым и для Украины.



Источник: http://renevita.com.ua/
Категория: Мои статьи | Добавил: Natusik (11.03.2016)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar